Дюна (2021)

Поиздевавшись над самой известной экранизацией Дюны прошлого, неплохо бы, конечно, пару слов сказать про Дюну современную, активно претендующую на статус Главного Фильма Года.

И самое главное, что тут можно заявить сразу – фильм получился. Это отличная, качественная экранизация, которую прям таки хочется похвалить почти за все. “Вот прям как надо все сделал, красавчик!” хочеться воскликнуть в сторону режиссера. И отдельно хочется похвалить голливуд в целом – выбрать Вильнева режиссером именно Дюны – это настолько правильная идея, что даже както удивительно, как “тупой голливуд” который всегда “все делает не так” (ну нам то виднее, как надо было тратить миллионы, правда же?) – он на этот раз сделал так, и выбрал наверное идеального режиссера. Книга “Дюна” – очень располагает к неспешной, созерцательной экранизации с депрессивным настроем. Вильнев – известен именно неспешными, как бы затянутыми фильмами с депрессивным настроем. При этом он отличный профи, умеющий делать такое кино хорошо – постепенно отточив это мастерство до состояния “не оторваться” в прекрасном “Сикарио”.

Неожиданным открытием для меня стало то, что “Дюна” 2021 – это экранизация всего лишь половины книги. И я это решение всецело поддерживаю – да, немного обидно, что “на самом интересном месте” титры, но в машстабах истории, так сказать, гораздо лучше два раза по 2.5 часа отличного кино чем за один раз попытаться скомкать нехилую книжку в три часа времени. Вон у Линча вышло прям очень плохо.

Ну ладно, про кино… – и это почти идеальная экранизация. Очень близко к тексту и при этом почти не заметны анахронизмы книги. Кое что, разумеется, из сюжета выкинули но (простите, если посягаю на светое) – выкинули именно то что надо было бы выкинуть, возможно еще саму Герберту или редактору. Линия Джессики-якобы-предательницы была убогой лишней деталью еще у автора. Ни на что не влияла и только портила утяжелала сюжет на одну дешевую смердящую голливудом арку – и Вильнев это выкинул. Похерены были все мелкие эпизоды где фримены видят в поведении Пола знаки – это все скомкали и упростили, видимо уже хронометража ради.
Еще “почти удалили” ментатов – они в кино есть номинально но на них не акцентируются, они статисты в кадрах. Это тоже более чем оправдано – в книги ментаты у Герберта были с одной стороны весьма яркой изюминкой вселенной но с другой… ну откровенный пшик же вышел. Ментат якобы человек-компьютер и без него лорд якобы как без рук но как минимум в первой книги ментаты абсолютно бесполезные статисты. Про их якобы мегамозг размах в книги на сто долларов а демонстрации мегамозговости – ни одной. То, что воин крутой – это показать легко. А вот показать че такое может выдумать ментат – посложнее и Герберт толи не сдюжил, то ли просто забил. В кино этот слабый момент по сути мягко спрятали в тень.

Есть, разумеется, всякие другие несущестенные мелочи – ну мне запомнилось, например, что бой с Джеймсоном был в дистикомбах, в книге их снимали. Еще полностью удалили всю ритуальную часть вокруг и после поединка… хотя опять же, в книги оно получилось изрядно перегруженным а про восхищение фрименов слезами Пола – совсем уж откровенное лолчто.
В кино сардаукары для наглядности в своей собственной форме – в книге они маскировались, участие Императора в книги вообще намного более тщательно пытались скрыть, в кино это обозначено номинально.
Из более косячных вещей – собственно силовые поля. В книги это четкий обоснуй того, чего это в стопиццотом году при наличии лазеров все рубятся на ножах. В частности, лорда Атрейдисов дротиком удалось усыпить, потому что он не активировал щит и поздно сообразил об опасности. В кино там какойто волшебный дротик который медленно преодолел щит. Точно также харконены бомбят флот “замедляющимися” на щите бомбами. Если все так просто, почему не начать стрелять замедляющимися дротиками из дротикометов по солдатам? Вообщем, тут Вильнев налажал, но т.к. лажа эта в глаза не бросается – можно простить. Тем более что если уж доебываться – сама изначальная система у Герберта с этими полями-якобы-запрещающими-стрелковое-оружие – ну полнейшее говно на палке. Оно терпимо только в силу того, что подобных дырявых моментов в книги немного и данную фичу нужно взять просто как заведомо принимаемое допущение – ну типа как в фильме про супермена мы НЕ доебываемся, что супермен умеет летать, неуязвим, сверхсилен итд.

Как обычно меня понесло в переберание мелких деталей. Если уж перебирать – можно отметить и удачи, наверное. Барон Харконен тут не каррикатурный уродец как у Линча. Дункан – реально крутой боец, и что Пол явно могет в ножи несмотря на возраст – тоже показали. Императора тут не видать вообще (как и должно быть, а не как в 1984ом – важную интригу ломают прям в интро). Ментаты не крутые но про них и не рассказывают по три раза что это “мастер-ассасин”. “Голос” обосновали кое как, но в целом ок, и его довольно хорошо изобразили. Орнитоптеры довольно клево превратили в летающих стрекоз. Внешне это довольно спорная попытка быть дохуя оригинальным и показать, что в мире будущего уже не вертолеты, а че покруче но в книге было, вообщемто, также беспомощно. Визуально – весьма круто показали космический флот. Тут Дюне вообще везет – то немногое, что было довольно круто у Линча – это даже сейчас весьма оригинально нарисованный космические корабли. В Дюне 2021ого удивить зрителя уже невозможно – слишком много сотен дизайнов космических кораблей было за последние лет 50 в фантастике. Но в Дюне нарисовали тоже вполне круто и вполне оригинально – это уже высший бал.

Попытки оригинальничать в звуке удались хуже, но в целом ок. Саундтрек старался быть весьма оригинальным в плане звучания, в результате он слишком злоупотребляет скатыванием в банальный белый шум переходящий в треск или не особо приятными тембрами ритм-секций. Но зато оригинальность есть, хоть и не какаято суперская.

Сами фримены выглядят не толпой убого ряженных как у Линча а вполне антуражно. К сожалению, всратовато выглядящий момент тоже есть – визуализация “фрименской походки” во всяком случае в исполнении Пола – полнейшая клоунада и рукалицо.

Боевые сцены – вполне ок. Все качественно. Нет никаких откровений, мы это акробатическое-псевдофехтование видели стопиццот раз. Но тут у фильма 2021ого года огромная фора от “низкой базы” – Дюна 1984ого была настолько чудовищная, что после нее стычки в фильме Вильнева мне показались просто образцово-показательными.

Вообщем, фильм однозначно удался. А точнее – полфильма. Ждем вторую половинку.