МегаГайд по выбору монитора, ч1. типы матриц

Большой мегагайд по выбору монитора, а точнее – описание всех технологий, параметров и особенностей связанных с мониторами, для людей, которые хотят разобраться в теме.

Суммарно гайд занимает 2 (3 с учетом пятой части) часа но поверьте, посмотреть 2 часа сжатых и систематизированных лекций это гораздо быстрее, чем неделями лазить и собирать инфу по инетернету, подираясь через рекламу и форумные мифы.

Первая часть гайда посвящена типам матриц.

Расшифровка ролика, лучше смотреть видео где все это прочищено и проиллюстрировано.

Часть 1. Типы матриц. Скорость, цветопередача и прочие особенности.

Решаешь ты такой, что мониторчик староват и хватит уже это терпеть, пора поменять на что-то новое, крутое, игровое.

Заходишь в магазин… ну т.е. о чем я, заходишь ты на сайт с целью выбрать себе монитор и немного ох…реневаешь.

Мониторы имеют цены от 5000 до плюс бесконечности, и почему так ну вообще непонятно. Разрешения, матрицы, гсинки, нано айписы, улмб, частоты, куледы, блэк эквалайзеры … блин кто все эти люди, т. е. Что это за штуки и нужны ли они мне? Почему вот этот стоит 10 а такой же по размеру и разрешению — 50? Какого черта вообще происходит?

Для всех, кто попал в эту ситуацию и хочет понимать что где и как в мире мониторов и почему так стоит — данное видео.

В нем я расскажу вам про все эти страшные термины и вы будете понимать, что они значат, и можете оценить — надо оно вам или не очень.

НО. Сразу предупреждаю — в этом видео про технологии. Для тех, кто хочет понимать суть а не брать в слепую. Это не про «бери вот это».

Если у тебя сейчас три-пять тыщь рублей, больше точно нет, и тебе не интересны нюансы на будующее, надо просто выбрать — стоп. Это видео тебе не поможет. В этом бюджете просто нет выбора другого, чем выбор сортов каках. В видео обсуждаются нюансы актуальные для других бюджетов.

Далее,если у тебя например 15тр, ты просто хочешь выбрать нормальный монитор для всего от работы до кино и игр, и не хочешь вникать ни в какие нюасны … просто бери нормальную модель примерно 23дюйма в 1920х1080 или 27» с 2560х1440 разрешением на хорошей честной IPS матрице. Вот по этой ссылочке в описании можешь попробовать выбрать конкретную модель. И забей, не лезь в это болото дальше.

И три, если тебе надо игровой монитор нагибать и денег 15тр — можешь опять не лезть в это болото. В бюджет влезет только 21-23» TN модели на 144гц, в магазине рядом с домом их будет всего несколько моделей — почитай про них и бери что больше понравится, скорее всего разницы между ними будет совсем чуть чуть.

Сразу сорян — параметров и технологий тут море. Рассказать все за 15 минут — можно даже не пытаться. Так что ролик получился длинный, и поделенный на логичный части. Разговор будет про все мониторы но с упором на игровые… в первую очередь потому что у игровых больше непонятных нюансов вызывающих вопросы.. Разговор получится долгим и обстоятельным. По мере продвижения каша в голове будет завариваться все сильнее и сильнее. Далеко не факт, что узнав массу нового выбор станет проще, но очень вероятно, выбор вы сможете сделать более обдуманный.

Если желание разбираться в мониторах осталось — перекрестись и смотри дальше.

Итак, первое с чего придется начать эту историю — разумеется с типа матрицы.

Это база. Без этого никуда.

Актуальных типов матрицы у современных мониторов три:

TN, VA, IPS. Все они LCD или ЖК. Что это значит — это значит, что мониторы жидкокристаллические. Иногда их еще называют LED мониторы. LED – это светодиоды, и данное слово в описании полезной инфы почти не несет — почти все ЖК мониторы уже много лет — LED.

Ок. начиная вникать в тему очень полезно будет понимать общий принцип работы ЖК мониторов, на пальцах он прост. Не пугайтесь, я вам за 5 минут расскажу теорию и она очень пригодится когда мы через эти пять минут перейдем к конкретным параметрам.

Вот у нас лампочка. Вот мы делаем из пальцев фигурку и на противоположной стене видим рисунок отброшенной тени. Все просто, ага, все балловались. Вы поразитесь, но ЖК монитор по сути работает очень похоже.

Вот у нас есть подложка, за которой спрятана посдветка, это те самые LED или светодиоды. Эта подсветка просвечивает через матрицу из так называемых «жидких кристалоов» – там замудренная схема с поляризаторами но для нас важен сам принцип — эти кристаллы работают как «заслонки» – они могут перекрывать поток света, причем в определенной степени и с определенной точностью. Вот у нас один «жидкий кристалл» – который мы так представили — вот через него проходит 100% света, а вот мы его немного прикрыли и он пропускает только 50% света. А вот мы его еще прикрыли и он пропускает только 10%. Сразу можете запомнить одну особенность — жидкий кристалл не может перекрыть поток света совсем — он даже в самом закрытом состоянии немного прозрачен и какоето количество света через него проходит.

Каждый кристал — это одна точка. Берем 2 миллиона кристалов и размешаем их на стекле а за ним — светящуюся белую подложку экраном — готово, – каждый кристал перекроет нужное количество света образуя нужный рисунок, и у нас получится экран ЖК монитора. Правда в данном виде экран монохромный т.к критсаллы просто пропускает белый цвет подложки и цветов не имеют.

Чтобы экран стал цветным — берем и утраиваем число кристалов, т. е. Вместо одного светопропускающего элемента берем три и за каждой ставим такую цветную стекляшку которая окрашивает проходящий свет в Красный, Зеленый или Синий цвет. Объеденяем эти триады в один пиксель и теперь наш «пиксель» получает возможность создавать любой цвет из палитры в десятки миллионов цветов из сочетаний разной яркости этих цветных световых потоков. Кстати, каждый отдельный кристаллик в этой тройки назыается «сабпиксель» (т. е. Как бы «младший пиксель» или «подпиксель»).

Итак, монитор устроен технически не так уж сложно — вот подложка которая светится, и сущая ерунда перед ней — 2млн цветных триад управляемых электроникой, позволяющей не менее 60 раз в секунду менять сочетания яркостей которые они выдают. Если у нас 4к экран — там около 8млн триад. Также управляемых не менее чем 60раз в секунду.

Так на пальцах устроены все три типа матриц.

ИТАК, САМИ ТИПЫ

Что это за «типы» такие? Мы рассматривали упрощенную схему но физически все реализовано через хитрую систему поляризаторов которые поворачиваются относительно друг другу под воздействием электрического тока. Вникать что это такое можно только как следует проштудировав несколько разделов из учебника физики, так что тут вникнуть даже не будем пытаться и просто сразу возьмем выводы: конкретных реализаций «запираний» света реализованных через жидкие критсаллы придумано несколько, а именно различают три основные группы или типа.

Это те самые TN, *VA и IPS матрицы. Причем исторически TN назывались TN + film но потом «фильм» както отбросилось. А вот VA и IPS имеют кучу маркетинговых обзначений, т. к. разные производители в разное время пытались както выделить свою модификацию матриц от предидущих и придумывали новое наименвоание.

Так вот, первая полезная информация из этого видео — вот так могут называться VA матрицы: MVA-PVA, AMVA просто VA и еще както — нет никаког осмысла забивать этим голову. Достаточно понимать что это VA.

Или IPS – они могут называться e-IPS, H-IPS, AH-IPS, и даже вообще не похоже — например AHVA, SFT или PLS – но это все IPS и ведут себя эти матрицы примерно одинаково.

В чем разница, многие в курсе, но врядли вы знаете все нюансы. Первая неприятная новость — однозначно плохих или однозначно хороших матриц нет. У каждого типа есть сильные а есть слабые стороны. Нельзя просто доплатить и взять чтото, что лучше всех — у самой дорогой матрицы будут недостатки, и в чемто ее обойдет относительно дешевая.

По традиции начнем с TN. Это самый первый и самый дешевый тип матриц, из-за этого он самый распространенный — т.к. с момента появления этих мониторов успели выпустить невероятно количество.

Плюсы TN – относительная дешевизна и максимальная быстрая скорость.

Ок, что еще за «скорость». Скорость отклика — это такое условное время, за которое наши кристалы успевают «повернуться» чтобы перекрыть поток света.

Со скоростью матриц связана куча непонимания и это неспроста — тема в принципе неочевидная, так вендоры еще очень любят запутать пользователя и наврать ему с три короба. Например, почти у всех мониторов TN типа почти всегда указана скорость в 1мс (это очень хорошо если бы было правдно, но это не правда, или как минимум — не совсем правда).

Ненадолго вернемся к нашей схеме работы монитора (ну да, а вы правда поверили, что всю суть можно объяснить за 5минут?)

Вот наш сабпиксель перекрывает условно 80% потока, а тут приходит команда с видеокарты, что надо теперь 90% перекрыть – нашему сабпикселу надо слегка довернуться и готово. Это действительно может занять всего 1мс. А теперь представим, что было 80, а надо 70. А поварачиваться пиксел умеет только в одну сторону т. е. Ему надо повернуться до полного нуля и потом довернуться дальше еще раз почти на тоже растояние — хоба, получилось уже 8мс. Поняли фишку? У пикселей нет какогото одного «времени отклика» — время зависит от того, с какой позиции на какую позицию пиксель поворачивается. При этом да, есть переходы у которых время 1мс но есть и те, у которых 8! И куда более честно было бы взять все скорости и написать среднюю. Окажется, что это примерно 3мс для самых быстрых TN матриц.

Но вендору то не надо честно — вендору интереснее написать красивые ОДНА МИЛИСЕКУНДА! Вранье? Ну как минимум — приукрашивание ситуации. Но вообще чего покрывать — конечно вранье. Тем более что иногда врут еще наглее.

Но мы тут начинали про типы матриц. Вообщем, по скорости вот этих самых повротов TN матрицы — самые быстрые парни на деревне.

И самые дешевые, правда когда речь идет о самых быстрых мониторах даже за TN любят содрать совсем не дешево.

Что дает скорость или как это более корректно называть Малое Время Отклика? Дает это то, что матрица меньше времени тратит на, собственно, формировоание изображения а большее время — на демонстрацию нам уже готовой картинки, которую успевает зафиксировать глаз прежде чем кадр сменится и, возможно, надо будет формировать новое изображение.

К сожалению, дешевизна и скорость — это единственные плюсы TN а дальше идут сплошные минусы.

У TN хуже дела с цветом и хуже с углами.

Про углы, думаю объяснять сильно не надо — все видели, что у плохих мониторов, например у дешевых офисных углы обзора очень так себя — немного сверху на экран смотришь а там вообще уже ни черта не видно. Это как раз ахилесова пята TN.

Но надо отдать должное — ситуация у современных неплохих TN намного лучше чем была лет так 10 назад у всех вообще или сейчас — только у самых дешевых и никчемных устройств. Сейчас углы совсем не такие страшные. Тем не менее, у TN углы хуже всех — при смещении от нормали, и контраст падает, и оттенки цвета плывут а в какойто момент какието цвета начинают даже инвертироваться.

Далее, цвет или цветопередача. Вернемся снова к нашим сабпикселам. Вот наше перекрытие светового потока — мы как бы поворачиваем заслонку, управляя потоком. И вот этот поворот – он же может быть с определенной точностью. Ну т. е. Мы можем иметь такой механизм поворота, который позволяет перекрывать световой поток например шажками по 10% – в таком случае, с одного сабпиксела мы получим 10 вариантов светового потока, а смешивая три сабпиксела — 10 в кубе, или суммарно 1000 цветов. Так вот, если мы можем поворачивать наши пиксели-заслонки с такими шажками, что в результате получается 256 шажков, то суммарно получается необходимый нам для реалистичной картинки набор из 256**3 = 16млн цветов, оно же называется TrueColor или 24х битный цвет. Откуда 24бита? Ну просто 256 шажков — это столько значений можно закодировать через 8бит, а три раза по 8 — двадцать четыре. А в описании матрицы вы можете увидеть название – «восмибитная». Это означает что на один канал (на один сабпиксел) она может выдать точность в 8бит.

Так вот, у TN матриц такая проблема, что «механизм» их поворота быстр но не очень точен. Эти кристаллы имеют точность не на 8бит а всего на 6. Чего нам вообще говоря тупо не хватает чтобы выдавать реалистичные цвета как на фотографии. Но тут нашли выход — можно заставить пиксел все время как бы «пульсировать» между двумя нужными нам значениями затенения и тогда мы получим искомую точность как среднее значение между двумя доступными оттенками. Этот трюк назвали FRC или Dithering. И т. к. достигнутая подобным образом точность цветопередачи не совсем честная, то «битность» такой матрицы могут написать как 6+FRC. Т.е. тут по записи понятно, что мы на отметку в 8бит цветопередачи хоть и натянули, но за счет динамического трюка.

Чем это плохо? Плохо это тем, что во первых, если хорошо приглядется, можно увидеть, как подобные матрицы слегка мерцают чемто вроде шума на темных участках (на самом деле — там просто заметнее) а во вторых – все таки у TN не получается выдать настолько же качественную по цветам картинку — она слегка грубоватая. Описать это словами трудно, т. к. она нормальная но хуже двух других типов. Ну как будто немножко более грубоватая, или пожухлая. Очень грубая аналогия — фотография напечатанная в журнали и фотография в газете — но это сильно более грубая разница чем между матрицами.

Изза этой сниженной точности на TN иногда возникают не слишком красивые артефакты — бандинг. Это когда на картинке плавный цветовой переход (например — голубые градиенты неба) а на экране TN монитора в какомто места виден довольно грубый переход.

Но не стоит так пугаться. TN в типичных условиях использования компьютерного монитора и в размерах примерно до 24 дюймов оказываются вполне нормальными мониторами. Да, качество картинки хуже двух других матриц, но хуже не так чтобы сильно. Это индивидуальный момент и какие то люди считают разницу негодной и не стоящей никакой экономии а другие люди — наоборот, считают, что TN отлично сочетают и хорошее качество и цену. К тому же, важен сценарий использования. Некоторый недостаток цветопередачи ТН матриц лучше заметен на фото и в кино, но почти не заметен в играх и тем более — во всяком офисном применении типа текстики набивать. Там без того невеликая разница полностью нивелируется особенностями самого контента.

Ну простая аналогия — когда вам надо просто рубить дрова, высокоточный инструмент не имеет никаких преимуществ перед обычным топором т. к. эта точность вам просто не нужна.

К тому же для игроков в, что называется, «быстрые соревновательные игры» преимущество ТН матриц по скорости выходит на первый план а меньшее качество передачи цветовых переходов в подобных играх почти никак не проявляется, т. е. Для «быстрых» игр TN становятся лучшим выбором.

Ок, в базе нам пока хватит, переходим к VA.

Долгое время VA считались, да и сейчас нередко считаются чемто средним между TN и IPS – в основном потому, что эти матрицы гдето по середине по стоимости. Но сейчас это определение устарело и малоактуально. Да, по цене эти матрицы обычно гдето посередине но в целом их давно не имеет смысла считать «компримсными» – нет, это просто отдельный тип матриц со своим набором плюсов и минусов.

Самая крутая фича VA матриц — они самые контрастные.

Контраст — это соотношение между самым белым и самым черным.

Вернемся к нашей схемке — вот светит наш экран, а кристал перекрывает этот поток. Он всегда делает это неидеально — немножечко света даже в положении максимального закрытия все равно просачивается — наша заслонка, она немного прозрачная сама по себе.

Так вот, VA матрицы перекрывают этот поток примерно в ДВОЕ лучше, чем TN и IPS, т. е. И контраст создают вдвое более высокий.

Ну условно, наши TN или IPS матрицы могут перкрыть 80% света (т. е. просачивается всего 20% ) а VA – могут перекрыть все 90% (и просочится всего 10%).

Если вы работает в полумраке, то у любых ЖК матриц экран всеравно будет немного светиться белесым, и вот у VA матрица при прочих равных будет примерно вдвое менее белесый (или в двое более темный) экран чем у TN и IPS. А картинка изза этого будет казаться боле реалистичной и глубокой.

В цифрах это выглядит так: Типинчый контраст у IPS и TN – около 1000:1, в реальных современных моделях обычно гуляет от 800:1 до 1200:1. Типичный же VA имеет около 2000:1 – 2500:1 а некоторые модели достигают значений 4000:1 – 5000:1. Насколько это будет важно лично вам — никто кроме вас не знает. Некоторым людям высокий контраст, т. е. Более глубокий черный — очень важен и они берут мониторы только на VA матрицах.

К тому же, VA не страдают проблемой TN – они могут выдавать отличную цветопередачу.

Правда за это VA матрицы платят самой низкой скоростью отклика. Причем их скорость — самая неравномерная. Помните да, скоростная игровая TN матрица самый быстрый переход может делать за 1мс а медленный будет например 7. Так вот, у VA матрицы все переходы более равномерные и могут быть, например, в 5мс и это отличный показатель которого хватит большинству игроков для любых игр. Но есть и одно НО — при вот этих «средних 5мс» переходы на темных участках — т. е. Когда надо максимально закрывать световой поток — становятся очень медленными, и достигают, например, 30-50мс что уже очень много. Изза чего на темных сценах у VA матриц могут возникать проблемы, когда изображение просто размазывается в движении. Долгое время VA в принципе были довольно медленными и кошмарно медленными на темных участков что делало их очень сомнительным выбором для игр, но в последние годы это изменилось.

Сейчас ситуация такая, что есть офисные модели, у которых в играх на темных сценах все будет плохо, есть игровые модели, у которых тоже будет плохо, а есть игровые модели, у которых все норм.

Причем у проблемных моделей проблемы довольно серьезные. Вот ролик с такого монитора — как видите, темные объекты размазывает просто в кляксы и играть на таком не оченьприятно.

При этом, есть и VA где все норм.

Да, темные оттенки будут слегка плыть у любой VA, но у хороших моделей они плывут лишь самую малость и большинство игроков просто не обратит на это внимание. Вот я записал ролик со своего монитора, которому уже года три — как видите, особых проблем нет. Есть и новые модели которые еще немного быстрее.

Но медленная скорость на темных оттенках — это еще не все. У VA еще и довольно запутанная ситуация с углами.

В принципе, в общем и целом, так сказать, ситуация с углами у VA куда лучше чем TN – если TN при относительно приличных углах вплоть до инвертации доходит, то VA во первых получше держит цвет вообще, а во вторых, деградация изображения под большими углами не такая неприятная — у VA просто уплывают некоторые оттенки. Этот эффект называют color shift – цветовой сдвиг.

У разных реализаций этой матрицы он бывает по разному выражен — иногда сильнее а иногда — слабее.

Но есть и еще один косяк, снова с темными участками — так наызваемый black crash или «провал черного» – темные участки изображения на VA матрице немного меняются по контрасту даже при очень небольшом смешении от нормали. ОК, если вы это не видели, сейчас наверное было непонятно. Вообщем так: когда вы даже прямо смотрите на экран, темные участки изображения будут слега плыть от того что вы прям совсем немного качнете головой .

Сразу успокою — эффект был заметен у старых моделей, а у современных он уже слабо выраженный и если вам специально не сказать — вы может и не заметили бы никогда.

Вообщем — с углами у VA с одной стороны все не плохо, а с другой, как видите — куча нюансов. Но «куча нюансов» – это вообще общее место при выборе монитора — вы еще убедитесь.

Ну и чтобы два раза не вставать, у некоторых совреенных реализаций VA бывает не совсем стандартная структура сабпикселей, изза чего на них губовато смотрится текст.

Это сильно индивидуальная особенность, т. к. большинство не видит проблем, но некоторые – видят и им не нравится. Мне попадались отзывы от людей, которые изза этого вернули монитор, а сам я, например, два с лишним года читал с такого экрана с утра до вечера и не замечал каких либо проблем.

Как узнать, есть у монитора проблемы со скорсотью, с углами или вот шрифтами? Только смотреть хорошие обзоры. Где именно брать хорошие я еще расскажу.

Ок, переходим к нюансам IPS

IPS, это традиционно, самая качественная и дорогая матрица из всех трех. В стародавние времена они были лучшими по цветопередаче но жутко медленными. Это давным давно решили, и примерно во второй половине 2000ых IPS стали вполне пригодными для игр, хотя всегда уступали и продолжают уступать лучшим TN.

А примерно в середине 2010ых IPS снова сделали рывок, появился подвид матрицы AHVA (название похоже на AMVA но это не VA а под тип IPS) с которым средняя скорость у лучших IPS достигла примерно 5мс, при том что у лучших TN – примерно 3мс, т. е. Сейчас, в 2020, и те и другие еще прибавили, и лучшие IPS достигают гдето 3-4мс, при том что у TN это показатель около 2мс. Как видите разница совсем небольшая, при том что не считая цены, IPS матрицы значительно лучше почти во всем.

В первую очередь это углы. Самые монолитные, классные углы — у IPS. Как и у любой LCD панели, контраст у IPS падает при взгляди под углом но происходит это заметно менее выраженно, чем у двух других типов, плюс вплоть до экстремальных значений углов не происходит никаких особых цветовых сдвигов. Если при взгляде на большой VA или TN монитор возможны проблемы, что к краям изображения цвета немного плывут просто потому, что мы смотрит на края уже под некоторым углом — у ИПС это будет проявляться меньше всего. И от того, что вы будете крутить головой перед экраном — изображение на мониторе не будет немного «плыть « как у других типов. Вообщем, по стабильности картинки IPS вне конкуренции. По цвету они также традиционно хорошие.

С начала 2000ых именно IPS всегда были и остаются лучшим выбором для работы с цветом а также это максимально универсальные матрицы в принципе.

Во многих телефонах и планшетах ставят именно IPS матрицы, т. к. они самые удачные для мобильных устройств кроме, может быть ОЛЕД.

Какие недостатки? Ну во первых, цена — IPS как правило дороже схожих по уровню VA и TN. Во вторых — некоторым не нравится такой недостаток как glow. Глоу переводится как «свечение» и это такое явление, когда при взгляде под сильным углом экран как бы засвечивается белесым. Минус в том, что на больших диагоналях в небольшой степени эта засветка проявляет себя на темных сценах уже при обычном просмотре. Некоторые люди замечают легкое свечение к краям монитора и их это раздражает. Glow есть и у ВА матриц но менее выраженный.

Большинство людей не слишком замечает этот самый глоу но какая вам разница до большинства если вы из тех, кто замечает?

В третих, и тут мы заходим немного на территориую форумных мифов — но считается, что IPS матрицы более прочих других склонны иметь индивидуальные недостатки по равномерности черного и белого. Особенно — черного. Об этом мы тоже еще поговорим.

На данный момент у вас в голове должна быть издряная каша, так что вот сводная табличка:

TN

Дешевые, быстрые, но не лучшие цвета и слабоватые углы.

VA – самый лучший контраст, в двое а то и в трое-пятеро выше, чем у обоих других.

Нюансы по углам. Проблемы со скоростью на темных переходах.

У современных игровых реализаций бывают особенности по отображению текста.

IPS – самые дорогие, хорошие хоть и не лучшие по скорости, зато отличные по цветам и углам, однако имеют glow и считается, что чаще имеют засветы. В целом считаются наиболее «универсальными» матрицы для всего.

Еще в двух словах об OLED т. к. многие сылашил про этот типа матрицы и могут спросить — а где же он, почему я про них молчу?

OLED – это принципиально другой тип матриц и в двух словах — он мог бы быть ультимативно лучшим типом матриц.

У OLED контраст условно «бесконечный» ну или в реальных условиях мог бы иметь чтото в духе 10 000: 1 и выше. Ну потому что эта матрица не на просвет работает, там светит каждый пиксел отдельно, и когда он не светит — он и не светится, он просто черный.

Цветопередача у OLED тоже запредельная.

Скорости — никаким даже TN не снилась. У OLED скорость работы — десятые доли милисекунды — т. е. В десятки раз быстрее самых быстрых TN.

С углами тоже проблем нет вообще никаких.

Все самое лучшее короче. Единственный момент, в котором ЖК сильнее — максимально возможная яркость. ОЛЕД выдает достаточно много — более чем достаточно для работы, но все же в разы слабее того что может выдать ЖК подсветка.

Вообщем, OLED могли бы быть просто ультимативной матрицей, если бы не ахилесова пята — OLED мониторы относительно быстро выгорают на стичных изображения. Т.е. они вообще выгорают со временем, но процесс этот в добавок, неравномерный, и на статических элементах быстро (в течении месяцев) становится заметно. А монитор — это как раз очень много статичных элементов висящих часами и часами.

По этой причине, ОЛЕД мониторов почти не существует в природе — на самом деле есть очень дорогие проф модели но цены и характеристики там такие, что проще считать что их нет совсем. OLEDы завоевали большую популярность как экраны у мобильных устройств и тв — т.е .везде, где нет слишком большого налета статических картинок, но вот в мониторах их массового прихода не ожидается.

Еще, ктото мог слышать про технологию Микро-ЛЕД. Которая будет иметь все плюсы OLED но не иметь этой ахилесовой пяты. Но тут пока чтото ждать рано — технология существует на уровне прототипов и разработок больших стенных панелей для бизнеса, за сумасшедшие деньги, и в ближайшие несколько лет доступным вариантом для мониторов стать не грозит.

Куда ближе к нам MiniLED но их упомянем ниже, а пока вернемся к более насущному вопросу — какой же тип матрицы выбрать прямо сейчас?

И вот тут нет однозначного ответа. Как вы могли заметить, все три типа матриц имеют свои за и против. И иногда, исходя из задач можно определиться.

Например, если монитор береться исключительно для соревновательных скоростных игр — типа контерстрайка или овервотча, все просто — ваш выбор игровая TN матрица.

Это самый быстрый тип матриц, а недостаток цветопередачи вы скорее всего никогда не заметите — в играх не настолько глубокие цвета, чтобы разница с более «цветастыми»матрицами бросалась в глаза. При этом данные игровые мониторы еще и относительно недорогие. Правда не все — бывают «топовые» модели, ценник на которые неоправданно выкручен.

Вот если назначение монитора более универсальное – все становится сложнее. Если вам и кино смотреть, и в интернете, и, например, фоточки делать — TN уже не лучший выбор, т. к. что на фильмах, что на фоточках две другие матрицы будут лучше. При этом — каждая по своему. Как я уже говорил — у VA будет лучший контраст, т. е. Более темный черный цвет, но есть нюасны по углам и скоростям, а вот IPS не сможет выдать такой черный, зато универсальнее в целом. Что выбрать — решать вам. Некоторым так нравится черный цвет, что они берут VA и только его. А некоторым нравится сочетания хорошей скорости (без сомнений по поводу шлейфов на черном), монолитных углов и цвета и они берут только IPS.

И вот тут самое главное правило при выборе монитора — нет никакого «правильно». У вас свой случай и свои глаза. Комуто нравится IPS, комуто не нравится — ктото обожает VA, ктото поносит. Ктото боготворит TN, другие их называют самым убогим барахлом.

К сожалению, если вы не видели сами, однозначно за вас решить «что лучше» никто не может. Увы, выбрать по интернету имея 100% страховку от промаха — невозможно.

В нашем гайде еще много информации, и ко многим уже указанным параметрам мы еще вернемся — например о практической важности контраста и скорости и о том, где брать эти значения а где не стоит (спойлер — в спецефикациях не надо).