Не отпускай меня

No spoilers Хотите посмотреть (или почитать) настоящую антиутопию? Такую,  не про карикатурную, лезущую в глаза, гипертрофированную абсурдность проповедуемых аллюзий на реальный мир а наоборот, “реалистичную”.  Которая не боевик а драма.И которая, разумеется, тихой сапой проникнет в вас намного глубже, чем разухабистый экшен даже с невеселым концом.

never let my go

Именно таков “Never Let Me Go” – очередная британская антиутопия в добавок усиленная японским происхождением автора.

Вообще, у обоих этих островных нацией крайне сильны глобально-депрессивные настроения – именно английские и японские произведения про очередной адов пиздец всему часто ухитряются выделится из общей массы. С учетом общего не слишком большого процента кино-произведений из этих стран в общем потоке создается впечатление, что у островных держав фаталистические ожидания жуткой беды глубоко в крови.

В этом плане довольно показательно, что “дважды пессимист” ибо британец японского происхождения  Кадзуо Исигуро стал автором книги, фильм по которой выделяется именно другим уровнем.

Если в книжном мире реалистичным подходом да и вообще фантастикой, в которой почти нет фантастики удивить уже непросто, то в кино это все таки достаточно редкое явление, тем более – когда снято не бюджетное унылое говнецо а все на уровне лучших домов европы ).

 Тут даже актерский состав неслабый, одна звезда Кира Найтли уже какбэ намекает, что к делу подошли серьезно и не без кошелька. Вообщем, если хотите посмотреть настоящую антиутопию-драму вызывающую острые приступы депрессии под теплым клечатым пледом – вам сюда.

Spoilers part (читать только если уже смотрели или не собираетесь смотреть)

В принципе, спойлеры не особенно убивают интерес от просмотра, потому что он не триллер и не story-driven. Всю интригу по сути раскрывают уже во вступлении – в 50ых годах в медицине случился прорыв,  к 70ым средняя продолжительность жизни увеличилась до 100 лет. И когда в первом же кадре героиня сообщает, что ее подопечные спокойно переносят “выемки” все становится понятно – нас ждет моралфажеская слезодовилка “нельзя выращивать клонов на органы”.  И хотя очень грубо суть фильма можно свести и к этой фразе, он, внезапно не про это.

Сюжет идет от лица тех самых ходячих доноров, которыми так пугают борцы с идеей клонирования человека. Начинается история еще с детства героев, где намечается странная (и слабая, чего уж) интрига про “зачемто детей заставляют рисовать”  – в тоже время дети живут в практически “элитном” как бы у нас сказали английском пансионе и у них там все хорошо. Да и дети самые обычные, со своими детскими трагедиями уровня “Маша увела у меня Петю”.  Над всем этим медленно собираются тучи приближающегося пиздеца – тут автор ловко использует штампы аналогичных фильмов, на самом деле пиздец подкрадется с совсем неожиданной стороны.

Вообщем, дети выростают, у главгероине несостоявшегося ебыря уводит другая девочка. Какоето время они, по иронии судьбы “распределенные” в одном место живут все равно втроем  (плюс парочка других) в одном общем доме. А со временем разъезжаются окончательно, что встретиться снова только через 10 лет.

Хитрозакопанные идеи кина раскрывается медленно и тягуче – когда по неволе, раз за разом задаешься вопрос “да какого же хуя вы все ждете?”.  Вырисовывается хоть и весьма приблизительная картина, но ее вполне достаточно, чтобы проникнуться странностью – доноры растут как обычные люди в специальных интернатах, потом их также компактно селят гденибудь на отшибе но они, тем не менее, ни в тюрьме и без особого надзора – спокойно могут уехать в город погулять, например. Приблизительно с 25 лет у доноров начинают делать периодические “выемки” с последующим курсом реабилитации, пока клон не “закончит” совсем – т.е. не откинет уже копыта.  Можно пойти добровольным “помошником” – оказывать физическую и психологическую помощь другим донором в обмен на некоторую отсрочку собственных выемок, но избежать их нельзя. И самое главное – мысль, что “выемок” можно избежать вообще, что клоны-  полноценные люди и имеют право жить, что можно, в конце-концов, кудато сбежать  ни у одного донора не разу не возникает вообще.  Сама мысль о будущих выемках кажется им такой же неизбежной, как, например, смерть от старости.  Внезапно, вместо примитивного моралфажества про “клоны  тоже люди” поднимаются глубокие вопросы о свободе воли, невидимых оковах социума, способности даже не бороться за свою жизнь а хотябы предположить, что она может быть совсем иной и т.д. и т.п.

И все это – медленно покрываясь слоем охуевающих от покорности клонов мурашек. Короче, рекомендовать сложно – нудно и мрачно, но кино, однозначно, неплохое.