“Порталы” прекрасны. Это те самые “одни из лучших компьютерных игр вообще” т.к. сочетают в себе новаторский и до сих пор необычный геймплей, захватывающую историю (а первый раз еще и потрясающий сюжетный сюрприз) . При этом они полны черного юмора, которым немного прикрывают и драму и даже трагедию, – истинное содержание этих игр, со стороны кажущиеся забавными пространственными головоломками на один раз.
Небольшой ахтунг: если вы еще не играли в какуюто из игр – просто пойдите и поиграйте. Это очень достойные игры а текст ниже пестрит спойлерами.
Кроме того, “Портал” – еще и неплохая история игрового успеха талантливых но безвестных людей – широко известно, что предшествиннком портала был “narbakular drop” от какихто студентов. Эту игру они презентовали в Valve и она так впечатлила Гейба, что тот радостно позвал ребят в состав компании еще не дожидаясь конца презентации.
Первая часть вошла в сборник Orange Box вместе с невероятно мощной компанией соседей – новый эпизод Half-Life (с предидущими частями до кучи) и новый же до сих пор популярный Team Fortress.
“Портал” шел в коробке под видом “игры-головоломки” как бы держа в скобках что именно механника – главное и единственное достоинство игры и некое подобие сюжета про испытуемую в лабораториях к этой механнике пришили белыми нитками чисто для приличия.
Каждый купившийся на такое позиционирование потом захлебывался слезами восторга и умиления, разобравшись что там к чему.
Дело в том, что у Портала был один из самых проникновенных сюжетов в истории игр.
Начинается игра с испытательной комнаты. Белые стены, лабораторная чистота, никого вокруг. Только голос GlaDos – сухой , компьютерный, скучно и монотонно сообщающий нужные инструкции и текущие цели. Пока игрок, ощущая себя лабораторной мышью проходит немудренные тесты, обучающие его природе порталов гладос остается единственным странным комментатором его действий. Мы играем за Челл – девушку, неизвестно откуда и как попавшую в этот комплекс.
Возможно авторы преувеличили несуразность и явную “неадекватность” многих реплик гладос, но эффект все равно достигли нужный – очень быстро у игрока начинают рождаться подозрения, что кроме гладоса в этом комплексе никого нет. И пока ИИ ведет игрока от уровня к уровню, время от времени можно увидеть следы предыдущих испытателей – они явно были в депрессии а то и вовсе сходили с ума.
Постепенно игрок добирается до последней комнаты, “после которой ждет вечеринка и торт” и в которой игра делает пусть и немного ожидаемый, но все равно захватывающий дух разворот – при попытке сжечь Челл в конце теста она совершает побег.
“Портал” еще раз показал, что ограничения для творческого человека – только повод изящнее раскрыться. Без всяких сомнений в 2007 году оскара “лучшему игровому персонажу” я бы вручил ГлаДос – нарочита лишенный интонаций и эмоций голос к середине игры незаметно “включает” эти интонации и я проникся как и многие другие. Одним только голосом (и общей атмосферой, конечно) разработчики сумели сделать более живой Искусственный Интеллект, чем всякие жутко проработанные персонажи. Элис в том же Хл2е2 была отличной, но “эффект гладос” превзошла и ее – может потому, что гладос с нами неотрывно на протяжении всей игры.
За черным юмором и головоломками пряталась драматичная история про огромную лабораторию, где гениальное сочеталось с невероятно идиотским, торжество науки – с последующим уничтожением всего живого, а общая атмосфера в “фирменном стиле вальв” чуть менее чем полностью состояла из пронзительного тоскливого одиночества. Как и в Half-Life это дало свои плоды – в этот мир волшебным образом также хочется вернуться.
После выхода Портал сорвал банк восторженных рецензий и наград “игра года”. Игра, которую делали всего 8 человек при ограниченном бюджете и вообще в качестве “эксперимента” как говорили сами вальвовцы стала одной из лучших игр и года и десятилетия. Прекрасно, что успех первой части дал зеленый свет и хороший бюджет продолжению. В отличии от “эксперимента “из второй части уже стали делать “настоящую игру”.
В результате, вышедший через 3 года Портал-2 стал замечательным продолжением. Игра по прежнему была “камерной” (в обоих смыслах, хыхы ) но добавились и много этапов, где нам демонстрирует исполинский размер комплекса. Тут добавили новых персонажей но по прежнему большую часть игры мы проводим в атмосфере одиночества, которая теперь, правда, гораздо чаще разбавляется голосами из громкоговорителей.
В итоге вышла и другая и очень похожая история – шире, глубже, гораздо богаче нарисованная. К “портальной” механнике добавили несколько новых – взаимодействие с тремя типами жидких “гелей” которые меняют свойства поверхностей на которые падают и манипуляции со “световыми дорожками”, силовыми тунелями и лазерами.
Вместо разделения игры на две большие части на этот раз больших частей сделали примерно четыре, и в них мы узнаем много нового и из истории самой исследовательской организации и о Гладос.
Вышло немного не так круто как в первый раз – все таки свежесть впечатлений дорогого стоит. Но все равно очень и очень здорово. Да, игре теперь все время как будто чуть-чуть не хватало чегото, но как правильно написали в рецензии Игромании “мы тут будет упоминать некоторые недостатки игры, но важно помнить, что говоря о недостатках мы все же рассуждаем об одной из самых лучших игры вообще”. Вальвовцы, как Близард снова создали “одну из самых лучших игр вообще”. Которую иногда хочеться перепройти, что в наше время, когда некогда играть даже в одни только “самые интересные” игры года – великое достижение.
В конце концов, много вы знаете игр, в которых в титрах играет мелодия, которую вы сразу ищете чтобы скинуть на плеер, а во второй части их сразу две? Причем от серенады у меня, циничного хейтера чуть ли не слезы наворачивались на глаза, хотя казалось бы – ну поют турельки, забавнос.
p.s. В добавок в игре появились режимы кооперативного прохождения – отличная добавка для фонатов, которым мало основного блюда.