Пришелец

Прекрасная история отечественного “марсианина” как пример глубочайшей жопы отечественного кино.

Это история действительно прекрасна. Я такие обожаю. Ну правда, посудите сами. В 2009ом году начинающий писатель Энди Вейр начал писать и выкладывать по главам свой роман “Марсианин” – про то, как в результате бури сорвавшей экспедицию на марсе остался выжившей астронавт и благодаря научным знаниям выживал один многие месяцы пока ждал спасения. Книга полностью вышла в 2012ом, и немедленно стала событием среди всех неравнодушных к скайфай. Потому что это был единственный в своем роде, великолепнейший образчик робинзонады в самых лучших традициях “Таинственного острова” только с небольшой долей весьма реалистичной фантастики – но общая суть та же – одновременно и приключенческая история и научно-популярная книга сообщающая походя массу фактов про Марс. Лично я считаю эту книгу лучшей НФ за последние лет 20, и единственной, которая имеет право носить титул “настояшей НАУЧНОЙ фантастики”. Не фентези в космосе а настоящей.
Вскоре после выхода, крутой книжкой заинтересовались киношники, в результате в 2015ом вышел отличный фильм Ридли Скота. Да, книга все равно была лучше (заметно лучше) но и фильм – клевый.

И тут, внезапно, в России возник скандал про плагиат. Некий Михаил Расходников подал на компанию 20 век Фокс по поводу того, что и название, и идея, и масса сюжетных и всяких там событий в “Марсианине” – украдены у него, Расходникова.

История достаточно мутная сама по себе и не везде нормально сходится. Расходников отправлял заявку в 2010ом. ее отвергнули, но на самом деле якобы идею сперли и провернули некую феерическую схему – во первых, получается, что Вейра специально наняли переписать сценарий в виде книги, потом книгу вывели в топы амазона а потом уже как бы по книге сняли фильм хотя на самом деле это украденная история Расходникова.

Ну очевидно, версия Расходникова довольно сомнительный конструкт сама по себе – это даже если забить на некоторую нестыковку по срокам – по открытым данным все таки Вейр начал писать и выкладывать главы раньше, чем Расходников заслал свой сценарий в голливуд. Но ок, тут можно сослаться на неточность данных или даже некоторую подтасовку со стороны Вейра и Фокс (если уж верить в версию плагиата).

Но, разумеется, история недостоверная даже без этого. Ну во первых сама схема, да еще растянутая на 5 лет. Как говорится “че курил автор”? Бизнесмены из Фокс будут тянуть резину несколько лет, и городить такую сложную схему когда можно за считанные недели провести переговоры и купить сценарную заявку? Я, конечно, не в курсе цен, но передположу, что схема с поддельным автором стоит ну самое малое “соизмеримо” с тем, насколько можно было бы договориться с безвестным автором из страны медведей и балалаек.

Проще и выгоднее купить готовое со всеми потрахами, а не городить огород.

Во вторых, понятный любому человеку, кто хоть немного интересовался темой аспект – сама претензия Расходников как минимум с позиции здравого смысла может и больше чем “не стоит выеденного яйца” но в целом является раздутой и натянутой. Не понятно, что именно за сценарий был у Расходникова и насколько именно он совпадал с книгой Вейба. То, что попало в новости и что сам Расходников рассказывает в интервью выглядит классическим гавном на палке и упоротым бредом раздутого до терминальной стадии ЧСВ бесталанного “творца”. Больше всего похоже на то, что Расходников написал сценарий, хорошо совпадающий с Вейбовским общей завязкой и концепцией – т.е. летела экспедиция на марс, чето пошло не так, все улетели назад а один умер. Потом оказалось что не умер, и живет, и ждет спасения. А мир на это смотрит и очень любит.

С одной стороны, вроде как “это же самое главное”! С другой – ну пардон, претензия почти такая же идиотская, как пытаться обвинить какую нибудь новую Агату Кристи, что она украла у тебя идею “есть очень умный сышик который расследует убийства”. “Единственный выживший” – типичный сюжетный штамп. Даже если прям именно взять эту идею, даже совпадая по еще паре пунктов в нюансах – ну с одной стороны действительно некрасиво никак не отблагодарить автора но с другой – раздувать из этого целый иск станет только блондинка-истеричка.

Второй аспект – поведение Расходникова. Иск он подал почемуто уже после того, как фильм вышел и собрал свою кассу. Была книжка, было производство ленты но Расходников молчал. Якобы он про книгу не знал а фильму не придавал значения. Ну да, свежо преданье. Как запахло деньгами так вдруг взыграли обиженные чувства.

Третий аспект – ну все же, много непонятного. Что там было у расходинкова в сценарии и насколько совпало с книгой мы все же не знаем. А вдруг действительно две трети украдено?

Впрочем, очевидная натянутость аргументов – очевидна всем. Суд (российский) претензии Расходникова отклонил два раза.

Для любителей побвинять запад, тем не менее, осталось большое пространство для маневров в плане таки пообвинять запад на пример отдельной несправедливости. Аргументы, правда, все именно что слова Расходникова про “украли, суки”. Остальная аргументация там уровня намеков и претензий до столба. Самая “железная” что мне запомнилась – у Вейра застрявшему Уотни помогает весь мир, ракету дает китай но Россия вообще не упоминается (что несколько обидно русскому человеку, тем более что в момент написания книги Россия оставалась крупнейшей космической державой а преспективы той же Спейс-Икс были туманны).

Но случилось и некоторое разрешение. Фильм, изначально задуманный Расходниковым как русский – таки вышел в России.

Шел он к релизу долго, почему то долго уже вроде как отснятый фильм все не выпускали, были сообщения в духе “пришлось изменять сценарий” итд, но тем не менее – кино вышло.

И вот лично для меня выход “оригинала” расставил точки над i и подтвердил, что претензии “обманутого” почти наверняка высосаны из пальца и полная чушь (я – соверешнно уверен). Ну потому что наш “Марсианин” это …

сферическая в вакууме демонстрация глубины жопы, в которой прозябает отечественный кинематограф. Какойто кричащий позор. Заявленный бюджет – 300млн.р. в долларах это всего 4млн но для РФ это раза в два выше “среднего” и вообще говоря до хера. “Салют 7”, который вообще визуально выглядит весьма достойно (о сюжете не будем) – стоил 400млн – не принципиально больше. При этом “Пришелец” – эталонная всратая говнина во ВСЕХ аспектах. Не очень позорно сделан только визуал (слабо, но ок), остальное плохо вообще все. Ужасный тупейший сюжет, ужасная игра, ужасная постановка, короче полный п-ц. Сюжет, в завязке действительно совпадает с Марсианином, но делает это максимально убого. Реализация – полное говно. Смотреть невозможно физически (даже на перемотке я еле вытерпел). Охарактеризовать ленту иначе как бессмертным “тупое говно тупого говна” – не получается никак. Слово “говно” в этом абзаце так часто именно потому, что фильм эталонно показывает степень погружения в жопу российского кинематографа – так глубоко, что просто диву даешься.

Все, что в “Марсианене” было сделано круто, достоверно и интересно, в “Пришельце” – позор, фейспальм и огромные знаки вопроса – вы специально чтоли делали максимльно плохо? У вас даже неплохие актеры – и те совершенно кошмарно играют. Вы их заставили?

Но главное, что интересует нас в контексте истории – сюжет. Т.е., собственно, способности Расходникова. Тут надо оговорится – были те самые сообщения про “пришлось изменить” а сценаристов у фильма значится целый список, аж 4 человека, но первых – Расходников. Вообщем, тут опять же, остается пространство для маневра но небольшое. В целом очевидно, что над лентой работали люди не просто не слишком талантливые, а как бы не откровенно негодные к этой профессии. Потому что сценарий “Пришельца” – чудовищно кошмарен. “Тупое говно тупого говна” – это про сюжет и все вокруг него. Беспомощный бред во всех аспектах. Все плохо. От полного не знания или игнорирование какой либо матчасти (с марсом, например, просто разговаривают просто как по скайпу, ни лага, ни проблем с каналом) до тотальной дырявости, идиотии происходящего. Я не секунды не верю, что человек, написавший это имеет какое либо моральное право чтото предъявлять Вейру. Это примерно также адекватно, как если бы автор “Жистокой голактики” пытался судиться бы Гаррисоном или там, Лемом.

Более того, я не секунды не верю, что даже если история про много совпадений, рассказанная Расходниковом – правдива, его сценарий действительно можно было бы считать “украденным”. Ну потому что см выше – взять из убогого, беспомощного детективчика самую базовую завязку и сделать шедевральный триллер – это не “украсть проивзедение”.

Чтобы убедиться, я даже попытался посмотреть наиболее авторскую и оцененную работу Расходникова – фильм “Временные трудности”. Во всем описанном – укрепился. Фильм не такое страшное г-но как “Пришелец”, но только потому, что хуже “Пришельца” создать в принципе трудно. Так что “Временные трудности” – просто посредственное, убогое кино, с весьма примитивным сюжетом который тут не был бы минусом при хорошей реализации но и реализация тоже убогая. Причем общую задумку ну очевидно хочется поругать за очевиднейшую же “острую тему”. Ну помните эти шутки про то, что “Moonlight” был обречен на Оскар потому что политкоректность заставляет выделять фильмы про “угнетаемых” – геев или негров, и стоит совместить геев с неграми как шансы растут в геометрической прогрессии. Вот так и тут – взять историю про мальчика с ДЦП, которого жестокий отец заставляет превозмогать… в данном поделии выглядит больше попыткой привлечь внимание и обезоружить критиков просто выбором тяжелой социальной темы. Сама история при этом якобы была основана на реальной истории но переврана со всех сторон до состояния, что ничего общего с оригиналом не имеющая. Знакомые с болезнью спецы и фактическую часть фильма разбили в пух и прах. Вообщем, фильм демонстриует, что автор – совершенно проходной ничем не примечательный и режиссер и сценарист, ничего лучше чем “унылое г-но” пока создать не сумевший, и его суд с самим Ридли Скотом выглядит совершенно понятно – тявканьем моски на слона. Уж пардон за прямоту формулировок.