Обитель Зла – все 6 частей

Обитель зла – Resident Evil – во многом серия уникальная.  Это не такой частый случай “фильма по игре” и совсем уж редкий, когда по игре сняли не полное говно.
Сам резидент – легендарная серия игр, такая старая, что для нынешнего поколения молодежи она была просто всегда. Еще бы, первая часть была одним из хитов самой первой play station. Собственно, на момент выхода первого фильма – в 2002ом году это уже была легендарная игровая серия, а дурной славы постановки по играм заработать еще не успели, так что молодежь ждала фильм с большим интересом и в целом, ожидания не были слишком уж обмануты, чему способствовали Пол Андерсен в качестве режиссера и Мила Йовович в главной роли. Ну и жирный бюджет.

Забавный момент, что Мила две свои самые известные роли получила “через постель” (кавычки т.к. неизвестно, что было причиной а что следствием) – мировую известность ей принес “Пятый элемент” а заодно она стала женой Люка Бессона. Аналогично, съемки в обителях зла в результате привели к свадьбе с Полом Андерсеном. Хихи.

Все части представляют из себя смесь ромеровского зомби-апока со зловещим скайфаем каких то гигагантоманских масштабов, как раз навевающих японские видеоигры с их бесконечными подземными комплексами, а также, переполнены акробатическими драками затянутых в латекс бап и спецэфектами. За что, собственно, этот цирк абсурда и стоит смотреть. Заранее постаравшись относиться “по проще” и выключить внутренного критика. Хотя ему все равно будет все время больно.

Resident Evil (2002)

Собственно, сама первая часть  по тем временам была весьма крепким фантастическим боевиком с элементами хоррора. Спецэффектами и качественными ганкатами народ тогда еще не был перекормлен и хавал на ура тупой визуал про эффектно бегающий и зыркающий по сторонам спецназ даже когда под этим вообще не было никакого сюжета. А сцена с лазерами – так вообще большая удача, т.к. годно смотрится до сих пор.  Более того, в фильме весьма годно нагнетен саспенс в самом начале, и становится даже жаль, когда начинается экшен и общее качество постановки вдруг провисает.

Для тех, кто пришел в кино чисто на название Resident Evil повод для разочарований в первой части киноэппопеи был, по сути, один – от игры там только общие места про Амбреллу и т-вирус, плюс всякий мелкий фансервис и отсылки.  Т.е. фильм был не по игре а по миру игры.

Как ни странно, но уже в первом же (и окончательно – во втором) фильме были почти полностью заложена и общая структура и своебразные законы поджанра на все 15 лет вперед: это, например, неторопливое, “нагнетающее” начало фильма,  чередование ромеровского зомби-звездеца и стерильных подземных ульев Амбреллы, всесильность этой самой Амбреллы и обязательная ее контратака в конце фильма, служащая мостиком к следующему. Ну и добрая традиция начинать следующий фильм прям с того момента, с которого закончился предидущий.  Это все, разумеется, не считая “особенностей жанра” вроде дырявого как решето сюжета и общей глобальной бредовости происходящего. Общая стилистика тоже выдерженна на удивление ровно – если большинство киносерий могут до неузнаваемости меняться от части к части по качеству, стилю и настроение, все “Обители” на удивление (для такой долгоиграйки) ровные. Сейчас смотрится как один сезон дорогого сериала, как будто все части сняты подряд, за год. Даже Милу, кажется, почти не берут годы.

Краткий сюжет: корпорация Амбрела, крупнейшая (и ессено злая) мировая корпорация в подземном научном комплексе разработала страшный вирус. Который, разумеется, вырвался на свободу. ГГ – Элис, просыпается с амнезией вызванной действием усыпляющего газа в особняке, который прикрывает резервный вход в этот “Улей” а сама она – одна из команды прикрытия. Вместе с подоспевшей на тревогу группой они спусаются в зохваченный Улей, узнают про большой звездец и весь фильм пытаются вылезти назад.  Выбирются, мягко говоря, не все, а кто вылез – тут же оказывается пойманным еще одним отрядом Амбреллы и помещенными в очередную лабораторию.

Resident Evil Apocalypses (2004)

Второй фильм уже был ближе к играм, и, к сожалению, начиная с него и дальше одновременно становился все менее и менее адекватным. 

re2Конечно, в неадекватности, сюжетных дырах и все подобном фильм упрекать несколько странно, т.к. оригинальных игр это касается точно также и нужно скорее хвалить за верность традициям и бережный перенос. RE всегда были чисто “анимешными” японскими видиоиграми – максимум зрелищности, смачности, стиля. Минимум реализма, логичности и вообще здравого смысла. В киноверссии просто добавилось немного “живых мертвецов” в ромеровском стиле раньше, чем оно же появилось в играх (а может и не раньше, за давностью лет всего не упомнишь). Но при всем понимании бессмысленности претензий к комиксам что человек в трико летает – как и в случае аниме смотреть это здоровому человеку иногда все же трудно – ну слишком уж дикий трешак, слишком кричащие “нестыковки”.  При всем понимании законов жанров, в десятый раз повторенная несуразица, когда, например, кулак или нож эффективнее огнестрела поневоле раздражает. Враги каждый раз одновременно очень быстрые чтобы увернуться от пуль но достаточно медленные, чтобы попасть под нож.

Краткий сюжет RE2: Элис, которую в конце прошлой кинохи внезапно снова сцапала амбрела и стала ставить какие-то опыты вырывается из тюрьмы (в которой все померли) и оказывается в городе Ракун-сити в котором как раз идет  зомби-апокалпсис во все поля а Амбрелла сначала эвакуирует важных людей, потом объявляет карантин, а потом  вообще устраивает ядерный удар дабы скрыть свой фейл. Между вторым и третьим действиями Элис и новая кучка выживших сначала спасает ни ф чем не повинную девочку, потом воюет с мега-мутантом, а потом таки удирает на вертолете от ядерного гриба,  да еще и рассказывает миру правду о том, что случилось в городе. Но проплаченные Амбреллой мировые СМИ быстро убеждают общественность, что вывезенная кинохроника зомби-звездеца – подделка.

Вы будете смеяться, но Элис снова попадает в лапы Амбреллы, снова в какую то лабораторию и с ней там явно происходит какая то адовая метаморфоза, она явно становится мутантом со сверхспособностями. И сбегает. В чем ей помогают не менее внезапно почти в полном составе выжившие друзья.

re3-1

Resident Evil (3) Extinction (2007)

Сюжет: Внезапно, сценарий делает виртуознейший (сарказм) пируэт и вдруг объявляет, что после инцидента в Ракун сити даже с помощью живительного очищения ядерным огнем остановить вирус не удалось.  Весь мир обернулся в зомбаков, да вдобавок Т-вирус такой хитрый, что заодно убил вообще все живое, превратив планету в пустыню за месяцы.  Соответственно, все действие разворачивается в вымершей Неваде, которая и без БП вполне себе пустыня, а фильм из-за этого выглядит трешаком класса Б-муви, в который внезапно, добавили дорого выглядящие сцены из лабораторий Амбреллы.  Элис по пустыне гоняет одна, т.к. боиться слежки, ее друзья из прошлого фильма прибились к большому каравану.  Элис находит тетрадку с радиоперехватом передачи о неком незараженном раю аж в Аляске под названием “Аркадия”, совершенно случайно оказывается рядом с караваном друзей на который совершенно случайно нападает стая Воронов-Зомби (sic). Караван был бы обречен но Элис с помощью сверхспособностей отбивает атаку.
В это время Амбрела делал клоны Элис, т.к. злой доктор Айзек пытается непонятно что исследовать с помощью этих клонов, для чего убивает их в лабиринте сетуя, что клоны говны, и нужен оригинал (который он, кстати, лично выпустил из комплекса в конце прошлой части).
Тут он ловит спутником оригинал Элис  пытается его захватить, но огребает встречных люлей. Зато Элис узнает про базу в пустыне, куда и направляется. Там находит уже мутировавшего в монстра доктора, убивает, и находит кучу своих клонов. Для разнообразия, эта часть заканчивается не захватом Элис Амбрелой для очередных опытов а наоборот, угрозами Элис в другие ульи с обещаниями всем им навалять.

re3-2

Фильм интересен вышеописанным сочетанием общего Б-муви с неожиданно дорогими на этом фоне ААА-сценами, а также сильно, сразу на голову прыгнувшим уровнем неадеквата и дибилизма во всем – от сюжета, дырявость которого от решета эволюционировала до рыболовной сети  до, собственно батальных сцен и вообще всего-всего.  Впрочем. фильм неплохо держит уровень “так плохо что даже хорошо”.

re4-1

Resident Evil (4) Afterlife (2010)

Сюжет: Новая киноха начинается с массированого набега целым отрядом клонов Элис на Токийский подземный офис Амбрелы о котором Элис честно предупредила в  конце прошлой части. Успех переменный – с одной стороны шальные бабы успешно расхерачили базу, с другой новый супер главгад Велекс смыслся на бронированном вертолете и взорвал остатки недоломанной базы со всеми клонами, а когда оказалось, что настоящая Элис тоже на борту – успел вколоть ей “антивирус” который сразу лишил ее сверхспособностей. Но тут , внезапно, авария, и Элис съеплась.

re4-2

Далее Элис летит на Аляку, искать Аркадию, куда ушел караван ее друзей , находит только одну из бап  которая, как положено, ничего не помнит и летит с ней назад в америку. Там они видят выживших на большой крыше тюрьмы и умудряются посадить на крышу самолет. Выжившие показывают на большой сухогрузище в заливе, который и есть та самая Аркадия но попасть туда невозможно, т.к. тюрьму, чувствуя внутри живых осаждают сотни тыщ мертвяков.
Разумеется, вскоре появляется хитрый план побега, и одновременно начинается атака мертвяков корректируя этот план на ходу. Таки добравшись до корабля оказывается, что на нем никого нет и вообще весь сухогруз – огромная (они по другому не умеют) лаборатория Амбрелы. Где снова сидит главгад, но его удается победить и освободить зохваченных для экспермента людей а заодно снова начать вещание про то, что Аркадия принимает выживших.
И, снова как положено, свой удар наносит Амбрелла – на корабль налетает прорва вертолетов Амбрелы.

Несмотря на все прущий вверх градус неадеквата, киноха получилась поровнее предыдущей, и уже не выглядит совсем трешевым Б-муви, хотя сюжетный треш мало что не удвоился.  Отдельный забавный фансервис-лулз – в тюрьме в клетке сидит главгерой сериала “Побег” попавший туда случайно.  Смотревшие сериал должны оценить.

re5-1

Residen Evil (5) Retrubition (2012)

И вот,  градус неадеквата превысив все нормы пробил потолок. Фееричный галоп пятой части засунет за пояс прошлые вместе взятые.  Хорошую при первом чтении шутку с клонами из прошлых частей тут довели до полного абсурда, гигантоманские павильоны Амбрелы а также творящийся там ад стали откровенно напоминать саркастическо-пародийную Aperture Science из Portal-2.  Только там, где Valve делала сарказм, Амбрелла творит шизу какбэ на серьезных щях.

re5-2

В остальном – главгад из прошлой части (убитый в ней, кстати, но это мелочь) теперь друг, главзлодей – снова Красная королева (компьютерный разум и защитная система базы) из первой части, цель – выйти с очередной мегабазы. А база на камчатках, в бывших доках советских подводных лодок. Да, вы все прочитали правильно, и нет, это все еще серьезные щи, хотя по сюжету уже ничем кроме пародии быть не может (особенно – когда в кадре появляется армия совестких солдат-зомби с калашами).

Разумеется, детальный сюжет рассказывать смысла не имеет т.к. там такая же шиза и ЛОЛШТО  каждую минуту. Меня особенно впечатлило, как одна из геронить за время пока летит выстрел из ракетницы успела сообразить что происходит, настрелять из SMG дыру в полу и провалиться туда. Да-да, все это – пока летит ракета (расстояние – метров 15 максимум). Вообщем, если хотите посмотреть что такое высокобюджетный треш – вам сюда. Впрочем, ощущение, что это плохо замаскированная самопародия не отпускает – например, тут почти подчеркнуто демонстрируют клише про бесконечные патроны в магазинах – не считая показательной перезарядки в начальной ганкате, больше нигде в фильме никто не перезаряжается вообще, несмотря на пальбу очередями во все поля.

А часть с клонами могла бы выглядеть тонкой экзистонциальной драмой (например конвеер впечатляет) но обертка из остального фильма не дает этому случится.

В финале, главгад ставший главдругом снова чтото вкалывает Элис возвращая ей сверхспособности и говорит что сделал это, т.к. Вашингтон – последний оплот человечества среди толп мутантов и ему нужен такой солдат как Элис. Белый дом где это происходит реально осажает неичеслимая армия зомби и мутантов.

Residen Evil (6) Final Chapter (2017)

Последняя часть получилась фильмом неоднозначным. Во первых, начинается тут все снова почти таким же бредом, которым закончилась прошлая часть – оказывается главзладей который стал главдругом на самом деле все же был главзладей  и давая последний бой просто устроил человечеству ловушку.  Где сверхспособности Элис, которые он ей вколол назад в конце фильма сюжет как-то оставил за скобками, по видимому это был наеб.

re6-1

Вообщем, на развалинах Вашингтона Элис очнулась непонятно как выжив в непонятно как устроенной “ловушке” и отбившись от пары монстров встречает Красную Королеву которая компьютер (не надо придираться откуда она там взялась)  и которая оказывается другом. Она говорит, что главгад хочет убить остатки всех человеков и чтобы это предотворатить надо за 48 часов доехать до Ракун сити, вернуться в бункер первой части (который вроде бы был разрушен аж два раза в двух частях но целехонек)  и выпустить антивирус который оказывается все это время был и легко мог уничтожить весь ад, устроенный Т-вирусом за эти уже 15 (10 по сюжету) лет.

Элис едет, попадается в ловушки, попадает в лапы доктора из прошлой части который тоже уже был убит но вот нет т.к. клон.  Сбегает, добирается до города, встречает там выживших, отбивается от догнавшего ее недобитого доктора, попадает в Улей, где через засады и монстров лезет в центр и вот тут вдруг трешак заканчивается и начинается просто дырявый ААА скайфай триллер.

re6-2

ВНЕЗАПНО,  режиссер как положено триллеру возвращается в начало, переворачивает все с ног на голову при этом ставя все на свои места. Оказывается оригинальная Элис – это клон дочки создателя т-вируса который и создан то был чтобы спасти ее от болезни прогрессирующего старения. Амбрелла (в лице Айзекса), оказывается, заранее задумала убить всех человеков чтобы потом создать цивилизацию заново на очищенной земле уже под своим началом, поэтому тыщи ВИПов Амбреллы лежат в саркофагах аккурат под тем местом, где были главные драки в первой части.  Оказывается самый главный злодей – не главзлодей последних частей Векслер а, собственно, давно выпиленный, Доктор Айзек (впервые, действительно, мелькнувший еще вконце второй части)  который на самом деле тоже лежал в саркофаге и вот только что был разбужен для финальной битвы а до этого Элис мешались его клоны. Непобедимый Векслер – просто его шестерка и, кстати, внезапно сильно сдал стоило ему придавить ножку лифтом.

Финальная битва, супер-доктора получившего суперспособности просто поместив на глаз контактную линзу с компьютером побеждают, потом он снова оживает, т.к. одной гранаты для убийства босса мало, но его добивает его же клон очень обиженный заявлением что он клон т.к. нож это вам не граната, нож убивает надежно. Элис разбивает пробирку с антивирусом и армия зомби мгновенно гибнет а сама Элис, которая инфецирована – почемуто нет. Улей взрывается, Элис, которой оригинал дала свои детские воспоминания едет по пустыне побеждать оставшееся там зло.

С одной стороны, концовка действительно немного неожиданная. Да, угадывается в основных моментах но все же по хорошему удивляет, что весь этот шестисерийный цирк с конями, который, начиная с третей был натурально цирком абсурда и эталоном нестыкующихся между собой сюжетных каках вдруг “изящно” свернули в красивое кольцо.

С другой, разумеется, никакого триумфа не вышло, т.к. закрывая одни дыры, новый поворот делает вагон других, ну или просто новые ходы прямо противоречат событиям прошлых частей. Трюк может пройти в кинотеатре с учетом, что с прошлой части прошло 5 лет а с первой – 15 и люди в зале просто непомнят всех подробностей пошлых клоунад, но если пересматривать все подряд, новые противоречия очевидны.

re-all

Впрочем, как уже не раз уточнялось – смотреть эту серию можно только заранее смирившись, что логичности, адекватности и стройности повествования тут не будет а будет только полная противоположность чему то подобному.  Сюжет надо пропускать мимо ушей выключив внутреннего критика и радоваться красивым концептам секретных подземных лабораторий, где в колбах зреют монстры, с которыми потом ножиками и немного пулями борется хрупкая девушка одетая как на панель. Если не выключить критика, просмотр будет сильно осложнен руками, все время закрывающими лицо – общая бредовость тут слишком уж зашкаливает, авторы творят полный беспредел абсолютно не задумываясь о какой либо последовательности и не утруждая себя здравым смыслом. В одном кадре Элис – непобедимый мутант, в следующем ей легко валяет по щям Векслер, которой и сам непобедимый мутант, и спокойно выживает с простреленной навылет из дробовика башкой. Но мгновенно становится беспомощным в последней части когда ему просто раздавило ногу лифтом.  Главзладеев, убитых в прошлых частях просто оживляют, потом какбэ объяснив что это клоны.  В третьей части Айзекс зачемто убивает клоны Элис в лабиренте типа что-то, таким образом исследуя. Он сетует, что клоны плохие и нужен оригинал но в 6ой главе оказывается, что “оригинал” – такой же клон. Не говоря уж о том, что раз Айзекс делает клонов элис, структура “оригинала” у него уже есть. итд, итп, только начав, сразу становится понятно, что придираться к дырам просто не надо начинать.

Всю эппопею сейчас можно смотреть не как отдельные фильмы а как этакий 10 часовой сериал и в этом плане тут уникальный продукт: долгий постапок с секретными лабораториями и акробатической ганкатой в исполнении бап одетых как проститутки, ромеровские зомби и трешевый “японский” сюжет с миллионом “неожиданных” поворотов и переворотов. “Расслабся и полуйчай удовольствие”.